Авторизация

    Кровельные работы

    Содержание материала

    Устройство кровли из листовой стали

    Кровли из листовой стали делают, как правило, на крышах со сложной геометрией. Из листов кровельной стали, независимо от типа покрытия, выполняются карнизные свесы, разжелобки, ендовы, надстенные желоба, водосточные трубы, различные фартуки и т. п.

    До начала кровельных работ необходимо листы кровельной стали с двух сторон тщательно осмотреть и отсортировать. Ржавчину очищают стальными щетками. Выпуклости (хлопушки) выравнивают металлическим или деревянным молотком. Искривления листов, появившиеся при их транспортировке и хранении выправляют деревянным молотком-киянкой на ме­таллической плите толщиной 12—20 мм. Нестандартные листы откладывают для изготовления мелких деталей, фартуков, во­досточных труб и др. изделий. Затем приступают к разметке, обрезке, огрунтовке и соединению листов в картины.

    Для изготовления одинаковых деталей применяют шабло­ны (выкройки), которые кладутся на лист, прижимаются и очерчиваются по контуру. Для разметки кровельной стали су­ществуют различные специальные инструменты: чертилка, рейсмус, металлический угольник, кернер, кронциркуль, нут­ромер, разметочный циркуль, линейка длиной 50—100 см, ру­летка длиной 1,2, 10 и 20 м.

    После очистки листов стали от ржавчины их огрунтовывают, чтобы избежать в дальнейшем коррозии. Для огрунтовки листы с двух сторон протираются ветошью, смоченной натуральной олифой. Для того, чтобы избежать пропусков в огрунтовке, оли­фа слегка подкрашивается суриком и такие пропуски сразу об­наруживаются. Для этого на 1 кг олифы берется 0,1 кг тертого сурика. Огрунтованные листы в течение 24 часов выдерживают­ся в проветриваемом помещении до их полного высыхания, по­сле чего могут использоваться для кровельных работ.

    Заготовка картин из листовой стали

    Отдельные кровельные листы прямоугольной формы со стандартными размерами — 1420x710 мм, перед укладкой на ос­нование кровли соединяют между собой лежачими фальцами в рядовые полосы, состоящие из двух и более листов. Фальц или фальцевое соединение — это вид шва, образующегося при соединении листов стальной кровли. Кровельные листы с ле­жачими фальцевыми соединениями называют картинами. В каждую картину может быть соединено два и более листов.

    Фальцевые соединения делятся на лежачие, стоя­чие и угловые — по внеш­нему виду, а также на оди­нарные и двойные — по степени их уплотнения. Угловые фальцы делятся на простые и комбиниро­ванные.

    Технологический про­цесс формирования оди­нарного лежачего фальца состоит из следующих операций. Лист с отогну­тыми углами укладывают на верстак; отгибают всю кромку на 90е; подготавли­вают кромку к сваливанию и сваливают ее на плос­кость. Затем соединяют листы фальцем и уплотня­ют соединение, после чего подсекают фальц.

    При формировании карнизного свеса верхняя часть этой картины по­добна верхней части рядовой картины: она имеет отгиб кверху для лежачего фальца, соединяющего ее с другой картиной ската. Нижняя часть карнизного свеса снабжена капельником (отво­ротной губой для свеса). Капельник делают следующим обра­зом: на расстоянии 120 мм от торцового края листа размечают линию отгиба. По этой линии с обеих сторон картины делают надрезы длиной 4 мм правый и 25 мм левый, чтобы, во-первых, облегчить отгиб капельника и, во-вторых, сделать соединение капельников карнизного свеса более прочным. Далее отгибают вниз кромку на 15 мм. Перевернуть лист кверху отгибом и свалив кромку на плос­кость, следует сдвинуть лист таким образом чтобы кромка свешива­лась с верстака на 20 мм после чего ее отгибают вниз под прямым углом, Лист переворачивают и отгибают вниз кромку высотой 40 мм. В по­следний раз картину переворачивают и сва­ливают капельник на плоскость.

    Соединение стальных кровельных листов лежачими фальцами.

    Рис. 8. Соединение стальных кровельных листов лежачими фальцами.

    Капельник может быть с одинарным или двойным отгибом. Двойной капельник делает карнизный свес более прочным и лучше отводит воду.

    Так получают карнизные свесы и картины рядового покры­тия. Двойными лежачими фальцами соединяют кровельные листы, предназначенные для изготовления карнизных свесов, надстенных желобов и разжелобков, а также рядовых покрытий на крышах монументальных зданий. Большое внимание при этом необходимо уделять качеству фальцевого соединения кро­вельных листов. Особенно тщательно следует загибать кромки по разметке, чтобы соединенные между собой листы образова­ли ровную рядовую полосу Для этого при помощи киянки сна­чала загибают кромку листа на углах. Эти загибы используют в качестве маяков, удерживающих лист от смещения при даль­нейшем отгибе всей кромки.

    Технологическая схема изготовления капельника картины покрытия карнизного свеса

    Рис. 9. Технологическая схема изготовления капельника картины покрытия карнизного свеса

    После этого лист переворачивают и сваливают кромку на его плоскость, оставляя между кромкой и листом зазор 3 мм. В такой же последовательности выполняют все операции и на втором листе, затем листы соединяют друг с другом загнутыми кромками и уплотняют фальц киянкой. Полученное фальцевое соединение не будет раздвигаться, если с одной стороны кро­вельный лист осадить вдоль фальца при помощи металличес-

    Последовательность выполнения: а — одинарного и двойного лежачих фаль­цев; б — одинарного и двойного стоячих фалыдев кой планки и молотка. При массовой заготовке картин одинар­ные фальцы для соединения кровельных листов формируют на фальцезагибочных станках. Подготовка и последовательность выполнения одинарных и двойных лежачих и стоячих фальцев показана на рис.8.

    Картины рядового покрытия и карнизного свеса

    Рис. 10. Картины рядового покрытия и карнизного свеса: а — рядовое покрытие; б — карнизные свесы

    При монтаже металлического кровельного покрытия карти­ны начинают укладывать в рядовую полосу с нижней части кро­вельного ската. Последующие картины укладывают таким об­разом, чтобы одинарное фальцевое соединение между ними можно было выполнить с учетом направления стока воды.Нижняя картина соединяется с верхней одинарным лежачим фальцем. Фальц располагают на обрешеточной доске (рис. 11).

    Соединение картин кровельного покрытия одинарным лежачим фальцем, расположенные на обрешетке


    Рис. 11. Соединение картин кровельного покрытия одинарным лежачим фальцем, расположенные на обрешетке

     

     

     

     

    Рядовые полосы крепят к обрешетке с помощью кляммер, изготовляемых из кровельной листовой стали. Кляммеры устанавливают между рядовы­ми полосами — по две на один кровельный лист. Нижнюю часть кляммер крепят к обре­шетке гвоздем, а верхнюю за­делывают в гребень стоячего фальца (рис. 12).

    Заделка кляммеры в одинарный стояний фальц: 

    Рис. 12. Заделка кляммеры в одинарный стояний фальц: 1 — плоская кляммера; 2 — брусок обрешетки; 3 — гвоздь; 4 — лист с малым отгибом; 5 — лист с большим отгибом

    Установка кляммер и их крепление к обрешетке

    Рис. 13. Установка кляммер и их крепление к обрешетке

    После установки кляммер собранную из картин рядовую полосу придвигают вплотную к уложенной и прифальцованной рядовой полосе. Соединение полос сто­ячим фальцем кровель­щик начинает от конька кровли, двигаясь вниз по направлению к кар­низу.

    Рядовые полосы со­единяют одинарными стоячими фальцами при помощи двух молот­ков — большого и мало­го. Большой молоток используется в качестве передвижного упора, а малый — для подгиба и уплотнения кромки.

    При устройстве ме­таллических кровель­ных покрытий иногда необходимо получить угловые фальцевые со­единения, например, при изготовлении колпаков и зонтов дымовых труб, при покры­тии парапетов, брандмауэров и др.Последовательность операции при формировании таких соединений показана на рис. 14.

    Воротник дымовой трубы для стальной кровли

    Рис. 14. Воротник дымовой трубы для стальной кровли 1 — двойной лежачий фальц; 2 — оди­нарный угловой фальц; 3 — соединение внахлест

    На кро­вельных листах, предназначенных для углового соединения, от­гибают кромки на 90°, после чего на одном из них сваливают кромку на поверхность, оставляя между ними небольшой зазор.

    Листы соединяют между собой таким образом, чтобы согну­тая под углом 90° кромка одного листа входила в зазор между сва­ленной кромкой и плоскостью другого листа. После этого фальц уплотняют и сваливают его на поверхность первого листа.

    Воротник дымовой трубы одна из самых трудоемких и уяз­вимых деталей стальной кровли. Изготовление воротника тре­бует мастерства и точности расчетов, иначе он даст течь. Ворот­ник изготавливают из двух П-образных деталей, со­единяющихся между собой внахлестку в направлении стока воды.

    При изготовлении во­ротника делаются точные замеры дымовой трубы, за­тем необходимые размеры переносятся на стальные листы. Боковые детали во­ротника делают в двух эк­земплярах (для правой и ле­вой стороны), а верхние и нижние детали — в одном экземпляре.

    Детали воротника соединяются либо двойными лежачими фальцами по направлению стока воды, либо склепкой (при по­мощи 2—3 заклепок) и пропайкой. Детали в вертикальной час­ти воротника, охватывающего ствол трубы, соединяют одинар­ными угловыми фальцами. Щели, образовавшиеся в местах переходов, просто пропаиваются или заделываются заплатка­ми, а затем пропаиваются.

    Покрытие крыши лис­товой сталью начинается с покрытия карнизного све­са и установки надстенных желобов. Вначале устанав­ливают карнизные штыри с хомутами (по осям водо­приемных воронок) и Т-об- разные костыли 4 (рис, 15) на расстоянии 70 см друг от друга и 12 см от края свеса. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть равно 20—40 см. И те, и другие крепятся к обрешетке гвоздями и шурупами. Картины карнизных свесов 1 собираются в блоки 2, Длина блока равна расстоянию между двумя водоприемными воронками. Картины в блоке соедине­ны лежачими фальцами 3, которые уплотняются при помощи киянки и металлической рейки. Боковые надрезы капельников картин должны плотно находить друг на друга. Затем уложен­ные сверху блоки карнизных свесов надвигаются на костыли таким образом, чтобы поперечные планки костылей вошли в загиб капельника. Блоки соединяются между собой двойны­ми лежачими фальцами и закрепляются гвоздями, исходя из расчета: 3 гвоздя на каждый кровельный лист.

     Покрытие карнизного свеса: 

    Рис. 15. Покрытие карнизного свеса:  I - картина карнизного свеса; 2- блок; 3 - лежачий фальц; 4 - Т-образный костыль; 5 - картина рядового покрытия; 6 - полоса; 7 - стоячий фальц; 8 - коньковый стоячий фальц; 9 — кляммера; 10 — брусок обрешетки

    После установки карнизных свесов на них крепится надстенные желоба. Желоба монтируются на крюках, прибивае­мых перпендикулярно карнизному свесу на расстоянии 670-730 мм друг от друга. Картины желобов, подобно картинам карнизных свесов, собираются в блоки, причем внутри блока картины укладываются внахлестку. Блоки соединяют двойны­ми лежачими фальцами в направлении стока воды, верхняя кромка надстенных желобов отгибается на 90*   вверх для после­дующего соединения с кромкой рядового покрытия.

    Отчала покрывают скаты, противоположные фасадным, а затем — фасадные. На скатных крышах первая полоса картин укладывается вдоль фронтона; на вальмовых, полувальмовых и многошипцовых — от начала конька. Направление укладки картин — от свесов к коньку. При формировании стоячих фаль­цев кровельщик должен стоять спиной к коньку, чтобы контро­лировать выполненную работу.

    Картины 5 в полосах 6 соединяются лежачими фальцами 3 по направлению стока воды, причем при их уплотнении в каче­стве подкладки используют стальную полосу сечением 5x60 мм. В готовых полосах кромкогибщиками отгибают кромки для стоячих фальцев 7, которыми полосы потом соединяются при помощи гребмегиба и киянки. Все стоячие фальцы одного ска­та загибаются в одну и ту же сторону. Стоячие фальцы, выходя­щие на конек или на ребра, сваливаются на плоскость в сторо­ну малого отгиба на длину 80—100 мм. Чтобы сделать коньковый или ребровые гребни, рядовые полосы обрезают та­ким образом, чтобы коньковая (ребровая) кромка на одном скате была высотой 30 мм, а на другом — 50 мм.

    Полосы крепятся к обрешетке кляммерами 9. Для этого по­лоса фиксируется гвоздем у конька (за малый отгиб) и с помо­щью шнура проверяют ее положение. Кляммеры прибивают гвоздями (размером 3,5x45 мм) к боковым граням брусков об­решетки через каждые 50-70 см и затем закрепляют в стоячем фальце. На каждый лист должно приходиться не менее 2 кляммер, Если кляммер совпадает с лежачим фальцем, то его пере­мещают на другую сторону бруска.

    Полосы располагают с таким расчетом, чтобы лежачие фальцы в них были смещены по отношению друг к другу не нее чем на 50 мм.

    Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм  Крепят свес специальными концевыми кляммерами через дые 30-40 см.

    При укладке рядовых картин в последнюю очередь делают фальцевые соединения с надстенными желобами.

    Одинарный фальц, свя­зывающий надстенный же­лоб и рядовое покрытие делается следующим об­разом (рис. 16):

    • нижний продольный край рядового покрытия 2 укладывается на заранее сделанный отгиб надстенного желоба 1. Затем рядо­вое покрытие обрезается так, чтобы осталась свиса­ющая кромка шириной не более 20 мм (рис. 16 а);
    • подрезаются концы стоячих фальцев рядового покрытия и, треугольни­ки высокой кромки сва­ливаются на малый отгиб;
    • с помощью метал­лической лапы 3 и киян­ки 4 обрезанная кромка рядового покрытия загибается вниз (рис. 16 б):
    • кромка рядового по­крытия подгоняется внутрь фальцевого отворота настенного желоба (рис. 16 в)
    • фальцевое соединение уплотняется зубилом и киянкой (рис. 16 г).

    Соединение картин надстенного желоба и рядового покрытия при устройстве кровли

    Рис. 16. Соединение картин надстенного желоба и рядового покрытия при устройстве кровли: 1 — надстенный желоб; 2 - край рядового покрытия; 3- металлическая лапа; 4 — ки­янка; 5 - молоток-подсекальник; 6 - греб- негиб; 7 - зубило; 8 — фальцевое соединение

    Покрытие разжелобка.  Вначале необходимо раскатать ото­гнутую ранее полосу покрытия разжелобка и изогнуть ее по продольной оси и плотно прижать к обрешетке, а затем соеди­нить лежачими фальцами с над стенными желобами и картина­ми рядового покрытия.

    При устройстве воротника дымовой трубы первой крепят нижнюю П-образную половину воротника при помощи гвоз­дей, затем крепят верхнюю половину внахлест на нижнюю (не менее 200 мм). Все края воротника соединяют с рядовым по­крытием в продольном направлении стоячими фальцами с креплением кляммерами через 500 мм, а в поперечном на­правлении — одинарными лежачими фальцами.

    По окончании кровельных работ стальную кровлю тщатель­но осматривают. Трещины и неплотности в фальцах заделыва­ют специальными герметиками или суриковой замазкой. Затем кровлю очищают от остатков материала и грязи и, если это не оцинкованные листы, покрывают краской. Окрашивают сталь­ную кровлю в сухое время года.

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    Please publish modules in offcanvas position.