ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ
Исходным сырьем для строительных материалов является органическое вяжущее — битум и дегти.
Битум бывает природный, получаемый в результате удаления из залежей нефти химических веществ, образующихся в толще земли. Такие битумы добывают из горных пород, пропитанных битумом (известняков, сланцев и др.). Искусственный битум получают, перерабатывая нефтепродукты после извлечения из них горючих и смазочных материалов.
Битумы бывают твердые, полутвердые и жидкие.
Деготь получают путем сухой перегонки твердых видов топлива (угля, торфа и др.) без доступа воздуха. При нагревании он становится жидким и твердым (остаток — пек).
Гидроизоляционные материалы должны быть водо- и паропроницаемы, а также устойчивы к химическому воздействию агрессивных вод.
Нанесенные или наклеенные гидроизоляционные материалы не должны давать трещин, быть достаточно гибкими, обеспечивать гидроизоляцию конструкций.
Для гидроизоляции подвалов и погребов можно также использовать битумные или дегтевые эмульсии или мастики.
Мастики, в зависимости от исходного сырья, подразделяются на битумные, битумно-резиновые, дегтевые, дегтеполимерные.
По способу применения различают мастики горячие, то есть расплавленные, и холодные — без предварительного разогрева. При прочих равных условиях предпочтение отдают холодным мастикам, как более технологичным.
Гидроизоляционные мастики применяют для защиты различных строительных конструкций и сооружений от проникания в них атмосферных, промышленных, сточных и грунтовых вод, а также для устройства безрулонных кровель.
Такие мастики должны иметь хорошее сцепление с материалом конструкции, не давать трещин при осадке и продолжительное время выдерживать заданное гидростатическое давление. Мастики, предназначенные для безрулонных кровель, должны еще обладать повышенной стойкостью к высокой температуре, не трескаться на морозе и быть атмосферостойкими.
Из гидроизоляционных мастик наибольшее распространение имеют битумные. В последнее время все чаще применяют битумно-полимерные мастики, обладающие лучшими физико-механическими свойствами.
Качество мастики определяют по предельной температуре, при которой мастика толщиной 2 мм не вытекает из клееных двух полос пергамина при выдерживании образца в течение 5 час, уложенного на плоскость под углом 45°.
Для гидроизоляции используют такие составы горячих битумных мастик (табл. 13).
Для улучшения свойств битум мастик в их состав вводят резино крошку, полученную из отработан резины. Такие мастики получили название битумно-резиновых (табл. 14).
При смешивании битума с резиной в результате органического сродства компонентов и их физико-механического воздействия получается новый однородный материал, выгодно отличающийся от битума. При этом повышается температура его размягчения и снижается температура перехода в хрупкое состояние. Одновременно улучшаются такие важные свойства практического применения битумов, как вязкость в состоянии расплава, удельное объемное расширение и водонепроницаемость;
Таблица 13. Марки и составы горячих битумных мастик
|
Примечание. Цифры в марке указывают паспортную температуру размягчения мае™ |
Таблица 14. Марки и составы горячих битумно-резиновых мастик
|
Примечание. Допускается изготовление битумно-резиновой мастики без волокж того наполнителя при увеличении расхода резиновой крошки на 5-8%. |
Битумно-резиновое покрытие обладает пластическими свойствами, и при различных деформациях не испытывает больших напряжений, что благоприятно сказывается на долговечности материала. Легкие масляные фракции битума при введении резины не испаряются, а входят в резину за счет ее частичного набухания, что оказывает стабилизирующее действие на битум.
Наполнитель в горячих битумных и битумно-резиновых мастиках может быть: волокнистый — асбест 7-го сорта с влажностью не более 5%, проходящий через сито с размером ячеек 2-3 мм; пылевидный — тонкомолотый тальк, мел, диатомит, трепел, известняк и другие материалы с влажностью не более 3%.
Волокнистый наполнитель имеет небольшой удельный вес и поэтому оседает в мастиках в меньшей степени, чем пылевидный, что важно при хранении и транспортировке мастик.
Горячие битумные мастики готовят в заводских условиях на централизованных установках или, при небольших объемах работ, непосредственно на строительных площадках в варочных котлах, которые подогревают огнем или электричеством. В котлах установлены лопастные мешалки (30-40 об/мин) для перемешивания материалов, составляющих мастику.
Битумно-резиновые мастики следует готовить только в специализированных цехах, оборудованных смесителями типа Вернера, или битумно-варочными котлами с перемешивающими устройствами и шестеренчатыми насосами.
Готовые горячие битумные и битумно-резиновые мастики транспортируют к объектам потребления в специальных автогудронаторах или агрегатах, оборудованных устройствами для перемешивания мастик.