АРХИТЕКТУРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ конструкцию садового домика, вы должны ясно представлять будущее строение в полном объеме, буквально видеть его со всех сторон. Заложенные в проекте ошибки первоначального замысла с большим трудом исправляются в процессе строительства, а неисправленные — на долгие годы остаются зримым свидетельством авторских недоработок.
В архитектуре садовых построек, в отличие от сельских жилых домов, наблюдается удивительное многостилье. Рядом со скромными, простыми домишками, гармонично сочетающимися с окружающей природой, нередко видим постройки с претензией на неоправданное величие, иногда откровенно дурного вкуса.
Вот некоторые соображения, учет которых поможет при проектировании архитектурного облика садового дома.
Архитектурный образ постройки должен соответствовать ее назначению. Иными словами, надо ясно представлять, что вы хотите спроектировать: легкий дом-павильон, маленькую избушку, теремок с мансардой, дом из кирпича или блоков и т. д. Хотелось бы предостеречь от создания «средневековых замков» в миниатюре, а также гигантских жилых бочек и т. п. Все это не может вписаться в самобытную природу уральского края, чуждо нашим современным представлениям о комфорте и красоте садового дома.
При проектировании не забывайте о некоторых важных требованиях:
нормативных — соблюдение правительственных постановлений и государственных нормативных документов, Типового устава садоводческого товарищества, а также противопожарных, санитарных и строительных норм и правил;
эксплуатационных—обеспечение удобства и гигиены проживания: ясность и простота планировки здания, продуманность взаимосвязи жилых и подсобных помещений, возможность расстановки мебели в различных вариантах, быстрой уборки и т. д.;
инженерно-технических — обеспечение прочности отдельных конструкций и пространственной жесткости: устойчивость здания в целом с учетом направлений, мест приложения и величин внешних усилий и напряжений. Известны случаи, когда на первый взгляд несерьезные нагрузки (порывы сильного ветра, снеговые «мешки» или вспучивание промороженного грунта) разваливали садовые постройки, как карточные домики.
Сюда же относится обеспечение долговечности здания (выбор атмосферостойких материалов и строительных изделий, применение конструкций, защищенных от переувлажнения и пересыхания, биологических вредителей — жучков, грибков, плесени и т. п.), огнестойкости и пожарной безопасности, надлежащей теплозащиты (теплоустойчивости, воздухонепроницаемости) и звукоизоляции;
экономических — выбор архитектурно-планировочных решений с учетом наименьшей стоимости и трудоемкости строительства.
Однако, снижая стоимость возведения постройки, не забывайте об эксплуатационных расходах. Если, например, для экономии вы уменьшите толщину стен, то тем самым снизите их теплозащитные качества и неизбежно придется увеличить затраты на отопление.
Эксплуатационные расходы в значительной мере зависят и от качества строительных материалов. Желательно выбирать такие, которые в процессе эксплуатации требуют минимального ухода.
Правильное инженерно-техническое решение может быть принято только после сравнительного анализа нескольких вариантов планировочных и конструктивных решений, учитывающих разовые строительные затраты и будущие эксплуатационные расходы.
Высокая архитектурная выразительность садовой постройки может быть достигнута за счет:
ясности и единства композиционного решения. Форма небольшого дома должна быть лаконичной (разные пристройки и выступы, ненужные изломы и «вылеты» кровли, балкончики и галереи дробят и без того небольшой объем постройки). Все плоскости стен надо решать в одной архитектурной теме—от крупных элементов до так называемых мелочей. Например, не рекомендуется одну кирпичную стену штукатурить и белить, другую — выложить под расшивку, а третью оставить без изменения. Нельзя соседние фасады красить в разные цвета или наличники над каждым окном делать по-своему. Даже обшивка дома — вертикальная, горизонтальная, в елочку, в разбежку — должна быть единой;
проработки масштаба всей постройки и ее отдельных частей. Имеется в виду архитектурный масштаб — соотношение здания и его элементов с человеком. Так, легкие перекрытия и козырьки садового домика не стоит подпирать массивными колоннами, способными (зрительно и фактически) выдержать тяжесть высотного сооружения. Чрезмерно крупные наличники и ставни, даже очень красивые, «давят» на стену и как бы уменьшают размеры окна. Слишком мелкий рисунок резьбы на деталях свесов и карнизов может оказаться совершенно немасштабным по отношению к основным плоскостям стен, крыши и др. Таким образом, варьируя масштабностью деталей при одном и том же общем объеме,-можно добиться равновесия частей и постройки в целом, а также соответствия масштабности здания окружающей среде;
соблюдения принципов пропорциональности (гармонии), то есть продуманного соотношения размеров отдельных частей и домика в целом.
Так, постройка не будет выглядеть пропорциональной при высоком основании (фундаменте) и плоской или низкой крыше. Стремление «выжать» максимальную площадь на мансарде приводит к неоправданно крупным размерам ее и делает садовый дом тяжелым и хмурым.
«Можно представить себе два равновеликих помещения, лишенных каких-либо архитектурных членений и декоративных элементов,— пишет А. М. Соколов в книге «Основные понятия архитектурного проектирования».— Одно может производить неудовлетворительное впечатление, другое, наоборот, давать ощущение гармоничности, уравно-
вешенности. Это впечатление определяется в данном случае только разными пропорциями помещений — отношением высоты к ширине, ширины к длине, пропорциями окон и их отношением к плоскости стены, что мы можем наблюдать повседневно в обычных жилых комнатах» .
Чем проще объемная компоновка дома, чем меньше деталей и декоративных элементов, тем яснее просматриваются и оцениваются его пропорции и, следовательно, тем большее значение они приобретают в архитектурном облике постройки. Примером могут служить северные и уральские избы, архитектурная выразительность которых заключается в хорошо найденных пропорциях при крайней простоте и лаконичности всех других декоративных средств; выявления цвета, фактуры, и текстуры применяемых материалов. В наружной и внутренней отделке лучше всего оставлять натуральный вид материала. Если основные конструкции домика (стены, перекрытия, полы, перегородки и др.) выполнены из дерева, целесообразно сохранить естественными цвет и текстуру (рисунок слоев) древесины, покрыв ее светлыми и прозрачными защитно-отделочными слоями (олифой, лаками и т. д.). Для изменения естественного цвета дерево можно затонировать пейцом (морилкой) и затем покрыть водостойким лаком.
При наружной отделке древесину можно покрыть антраценовым маслом, дающим серовато-коричневый тон поверхности дерева и одновременно антисептиру- ющим его.
В качестве удачных можно рекомендовать такой прием: сохраняя натуральный цвет материала стен, ярко покрасить наличники, подшивные доски, двери, оконные переплеты и другие детали. И наоборот, можно окрасить деревянные стены в насыщенные яркие или темные цвета и светлыми тонами выделить на них детали дверей, окон и др.
Для деревянных поверхностей используют любые красители (по составу и цвету). Не следует только забывать об окружающей природе и соседних строениях. Иначе может получиться нежелательная пестрота, раздражающая глаз.
В кирпичных стенах кладку выполняют под расшивку или под штукатурку. В первом случае сохраняется естественная фактура каменной кладки, во втором — поверхность покрывают различными атмосферостойкими красителями или просто белят.
Внутренняя отделка загородных домиков мало чем отличается от наружной. Натуральное дерево, известковая побелка штукатурки, ровная кирпичная кладка — все это создает в доме своеобразный уют и напоминает о близости к природе. Некоторые строительные огрехи (неровности на поверхности стен, наличие сучков и т. д.) обычно не портят впечатления от интерьера постройки. (Вспомним, что неповторимость и своеобразную пластику нашим древним храмам придают именно такие неровности плоскостей стен и линий архитектурных деталей.)
Применение обоев в садовых домиках не всегда оправдано. Они очень капризны в эксплуатации: отслаиваются от сырых поверхностей, трескаются при пересыхании и т. п.
В заключение еще раз напомним, что во всех случаях, когда есть возможность, обращайтесь за советом к квалифицированному специалисту-архитектору.
От одного лишь архитектурно-строительного замысла или эскизных рисунков на глазок мало проку.