Простые дорожки из доступных материалов на участке делают из песка, щебня, шлака, боя кирпича и т. д.
Песчаную дорожку начинают с рытья канавы шириной 60—80 см и глубиной 25 см. На дно канавы поочередно укладывают слои песка толщиной 5-7 см (на 2—3 слоя крупного песка кладут 2-3 слоя более мелкого, поливая каждый слой водой и утрамбовывая его). Таким же образом сооружают дорожки из шлака, щебня и битого кирпича. Трамбовку делают из обрезка бревна. С одной стороны прибивают ручки, с другой — обрезки доски толщиной 40—60 мм.
При устройстве дорожек из плитняка, битого кирпича (крупных кусков) материал укладывают на песчаную подушку толщиной 20-25 см, засыпают слоем песка, а затем обильно поливают водой, чтобы песок заполнил все пустоты и щели.
При формировании дорожки из булыжника последний выкладывают на песчаную подушку и выравнивают с помощью кувалды. Затем засыпают слоем песка и обильно поливают.
Дорожки из торцовых срезов пиломатериалов. При постройке капитального дома, как правило, остается много обрезков бревен, брусьев и т. п. При наличии циркулярной пилы легко заготовить материал для устройства дорожек из торцевых срезов лесоматериалов. Их сооружают по той же технологии, что из плитняка.
Наиболее надежными и долговечными являются дорожки из бетонного раствора или готовых бетонных плит. Подготовительные операции при изготовлении дорожек из плит аналогичны приведенным. Здесь же мы уделим внимание дорожкам, выкладываемым бетонным раствором.
Сначала в канаву глубиной 25 см укладывают, поливая и трамбуя, слой песка толщиной 10 см и слой щебня такой же величины. Затем делают опалубку, т. е. края дорожки обкладывают досками шириной 7—8 см, поставленными на ребро так, чтобы они выступали над уровнем земли на 2—3 см, доски укрепляют колышками. Криволинейные участки дорожки обкладывают полосами из фанеры, оргалита, картона. Поперек опалубки через каждый метр ставят на ребро тонкие антисептированные доски. Верхний уровень их должен совпадать с уровнем опалубковых досок (фанеры и т. п.). Разделительные доски необходимы для того, чтобы зимой бетонное покрытие не разорвало во время морозов.
Готовят бетонный раствор из цемента, песка и воды, взятых в пропорции 1:3 — 4:2 — 2,5 (по массе).
Раствор закладывают в канаву до высоты разделительных и опалубковых досок. Тщательно выравнивают поверхность, делая небольшой уклон на обе стороны дорожки. При желании в бетон закладывают проволочную арматуру (сетку). Поверхность бетонной дорожки делают шероховатой, обрабатывая ее щеткой с длинным металлическим ворсом. На поверхности дорожки или площадки можно выложить и мозаичный рисунок. Для этого применяют светлую плоскую гальку, цветной щебень, бой плитки, смальту, бой фарфоровой и фаянсовой посуды. Материалы должны быть подготовлены: тщательно промыты и увлажнены. По выровненному бетону каждой секции раскладывают и вдавливают в него кусочки мозаики. Желательно при этом руководствоваться рисунком в натуральную величину или шаблоном, вырезанным из картона или фанеры. Поверхность элементов мозаики должна лежать в одной плоскости с обрезом опалубковых и разделительных реек. Это достигается тщательным выравниванием поверхности гладилками во всех направлениях, добавляя, где нужно, бетонный раствор. Контролируют ровность поверхности длинной прямой рейкой.
После этого дорожку укрывают мокрой ветошью и выдерживают ее во влажном состоянии в течение недели.
Покрытия из бетонных (железобетонных) плит можно купить в магазине или сделать самим, особенно тогда, когда нужны нестандартные по очертаниям плиты.
Для изготовления плит необходима форма. Она представляет собой деревянный щит, обитый кровельным железом, со съемной опалубкой (бортами) из брусков 5x5 см. Опалубка должна легко разбираться на элементы.
Таким образом, покрытие дорожек на участке может быть выполнено:
из бетонных плит 50x50x7 см, укладываемых на основание из песка, выложенного слоем 10 см и слоя гравийно-опти- мальной смеси толщиной 12 см (ГОСТ 17608-72);
из литого асфальта толщиной 4 см, уложенное на основание, приготовленное из среднезернистого песка толщиной 10 см и 12-ти сантиметрового слоя гравийно-оптимальной смеси;
из слоя (3—4 см) специальной смеси, включающей кирпичный отсев (фракции 15 мм) — 60%, отходы гашеной извести — 20%, супесчаный грунт — 20%; кладется на основание из слоев песка — 10 см и мелкого гравия — 5—10 см;
песчано-гравийная смесь, уложенная слоем 12 см;
из среза дерева высотой 10-12 см по основанию из песка — 10 см и гравия 7-10 см. Возможны и другие типы дорожек.
Как правило, по обеим сторонам улицы в поселке делаются канавы для стока воды. Рассмотрим варианты мостиков для проезда автомашины (рис. 1).
Рисунок 1: Мостики через канаву: а - деревянный мостик; б — мостик из бетонных элементов; в — варианты укладки труб под переходом
Деревянный мостик — самое простое сооружение для проезда машины через канаву.
По краям канавы роют ямы для укладки лежней, для которых берут наиболее смолистые бревна. На дне каждой ямы устраивают песчаную подушку толщиной 15-20 см.
Лежни затесывают с одной стороны, пропитывают антисептиками или обмазывают горячими смолами (асфальт, гудрон и т. п.), укладывают их в подготовленные ямы так, чтобы затес был сверху. Сверху на лежни кладут четыре поперечных бревна, по два на каждую сторону. Поперечные бревна должны быть затесаны сверху по всей длине, а снизу только с концов (там, где будут опираться на лежни).
Поперечные бревна укладывают на ширине колесной базы грузовых машин, крепя их к лежням скобами или глухарями (специальными крупными гвоздями).
Сверху на поперечные бревна прибивают настил из досок толщиной 60 мм. Лучше доски укладывать с просветом между ними в 15—20 мм. Благодаря этому настил проветривается, что увеличивает долговечность мостика. Поперечные бревна и доски пропитывают антисептиками и обмазывают горячей смолой. По обоим краям настила (сверху его) прибивают две доски для дополнительного крепления.
Мостик из бетонных плит более долговечен, чем деревянный. Его делают из заводских или самодельных бетонных плит. Сначала роют ямы под опоры. Опоры представляют собой готовые плиты или их отливают из бутобетона на месте. Под опоры делают песчаную подушку толщиной 15-20 см.
Сверху на опоры укладывают плиту мостика, или плиты, если их несколько.
Трубы, уложенные в канаве, с успехом заменяют мостик через канаву.
Глубина придорожной канавы обычно бывает 50-100 см. Осенью отмечают максимальную высоту воды в канаве. Если труба одиночная, то се внутренний диаметр должен быть больше, чем расстояние от дна канавы до этой высоты. Дело в том, что при максимальном уровне осенних вод могут внезапно установиться постоянные морозы, и если вода в канаве замерзнет выше внутреннего диаметра трубы, то ледяная пробка внутри трубы не даст уйти талой воде, и она затопит не только мостик, но и участок.
Уложенную трубу длиной не менее 3 м сверху засыпают сначала песком, а затем щебнем. И то и другое утрамбовывают слоями по 20—25 см.
Если у вас есть только тонкие трубы, то их ставят две или три, но так, чтобы максимальный уровень осенних вод проходил примерно посередине верхней трубы. Трубы кладут одна на другую, фиксируя их с обеих сторон деревянными, а лучше бетонными стойками. Засыпают трубы также как и в предыдущем случае.