Авторизация

    Общие сведения об органических материалах

    Содержание материала

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ

    Исходным сырьем для строительных материалов является органическое вя­жущее — битум и дегти.

    Битум бывает природный, получае­мый в результате удаления из залежей нефти химических веществ, образую­щихся в толще земли. Такие битумы до­бывают из горных пород, пропитанных битумом (известняков, сланцев и др.). Искусственный битум получают, пере­рабатывая нефтепродукты после извле­чения из них горючих и смазочных ма­териалов.

    Битумы бывают твердые, полутвер­дые и жидкие.

    Деготь получают путем сухой пе­регонки твердых видов топлива (угля, торфа и др.) без доступа воздуха. При нагревании он становится жидким и твердым (остаток — пек).

    Гидроизоляционные материалы дол­жны быть водо- и паропроницаемы, а также устойчивы к химическому воздей­ствию агрессивных вод.

    Нанесенные или наклеенные гидро­изоляционные материалы не должны давать трещин, быть достаточно гибки­ми, обеспечивать гидроизоляцию конст­рукций.

    Для гидроизоляции подвалов и по­гребов можно также использовать би­тумные или дегтевые эмульсии или ма­стики.

    Мастики, в зависимости от исходно­го сырья, подразделяются на битумные, битумно-резиновые, дегтевые, дегте­полимерные.

    По способу применения различают мастики горячие, то есть расплавлен­ные, и холодные — без предварительно­го разогрева. При прочих равных усло­виях предпочтение отдают холодным мастикам, как более технологичным.

    Гидроизоляционные мастики приме­няют для защиты различных строительных конструкций и сооружений от проникания в них атмосферных, промышленных, сточ­ных и грунтовых вод, а также для устрой­ства безрулонных кровель.

    Такие мастики должны иметь хоро­шее сцепление с материалом конструк­ции, не давать трещин при осадке и про­должительное время выдерживать заданное гидростатическое давление. Мастики, предназначенные для безру­лонных кровель, должны еще обладать повышенной стойкостью к высокой тем­пературе, не трескаться на морозе и быть атмосферостойкими.

    Из гидроизоляционных мастик наи­большее распространение имеют би­тумные. В последнее время все чаще применяют битумно-полимерные мас­тики, обладающие лучшими физико-ме­ханическими свойствами.

    Качество мастики определяют по предельной температуре, при которой мастика толщиной 2 мм не вытекает из клееных двух полос пергамина при вы­держивании образца в течение 5 час, уложенного на плоскость под углом 45°.

    Для гидроизоляции используют та­кие составы горячих битумных мастик (табл. 13).

    Для улучшения свойств битум мастик в их состав вводят резино крошку, полученную из отработан резины. Такие мастики получили название битумно-резиновых (табл. 14).

    При смешивании битума с резиной в результате органического сродства компонентов и их физико-механического воздействия получается новый однородный материал, выгодно отлича­ющийся от битума. При этом повышает­ся температура его размягчения и сни­жается температура перехода в хрупкое состояние. Одновременно улучшаются такие важные свойства практического применения битумов, как вязкость в со­стоянии расплава, удельное объемное расширение и водонепроницаемость;

    Таблица 13. Марки и составы горячих битумных мастик

    Марка

    Температура размягчения, °С

    Количество наполнителя, % от веса вяжущего

     

    мастики

    мастики

    битумного

    вяжущего

    волокнистого

    пылевидного

     

    МБК-Г-55

    55-60

    45

    _

    25-30

     

     

    50

    10-12

     

     

    МБК-Г-60

    61-64

    50

    _

    25-30

     

    12-15

     

    55

     

    МБК-Г-65

    68-72

    60

    _

    25-30

     

    15-20

     

    60

     

    МБК-Г-75

    77-80

    65-70

    15-20

    -

     

    МБК-Г-85

    87-92

    70-75

    20-25

    -

     

    МБК-Г-100

    105-110

    85-90

    20-25

    -

     

    Примечание. Цифры в марке указывают паспортную температуру размягчения мае™


     

    Таблица 14. Марки и составы горячих битумно-резиновых мастик

    Марка

    мастики

    Температура размягчения, °С

    Количество наполнителя, вяжущего

    % от веса

    мастики

    битумного

    вяжущего

    волокнистого

    пылевидного

    волокнистс

    наполните,

    МБР-Г-55

    55-57

    46

    86

    6

    8

    МБР-Г-60

    58-62

    48

    84

    7

    9

    МБР-Г-65

    63-67

    50

    82

    8

    10

    МБР-Г-70

    68-72

    52

    81

    9

    10

    МБР-Г-75

    73-77

    55

    80

    10

    10

    МБР-Г-85

    83-87

    60

    78

    12

    10

    МБР-Г-100

    97-105

    70

    76

    12

    12


    Примечание. Допускается изготовление битумно-резиновой мастики без волокж того наполнителя при увеличении расхода резиновой крошки на 5-8%.

    Битумно-резиновое покрытие обла­дает пластическими свойствами, и при различных деформациях не испытывает больших напряжений, что благоприятно сказывается на долговечности матери­ала. Легкие масляные фракции битума при введении резины не испаряются, а входят в резину за счет ее частичного набухания, что оказывает стабилизиру­ющее действие на битум.

    Наполнитель в горячих битумных и битумно-резиновых мастиках может быть: волокнистый — асбест 7-го сорта с влажностью не более 5%, проходящий через сито с размером ячеек 2-3 мм; пылевидный — тонкомолотый тальк, мел, диатомит, трепел, известняк и другие материалы с влажностью не более 3%.

    Волокнистый наполнитель имеет не­большой удельный вес и поэтому оседа­ет в мастиках в меньшей степени, чем пылевидный, что важно при хранении и транспортировке мастик.

    Горячие битумные мастики готовят в заводских условиях на централизован­ных установках или, при небольших объемах работ, непосредственно на строительных площадках в варочных котлах, которые подогревают огнем или электричеством. В котлах установлены лопастные мешалки (30-40 об/мин) для перемешивания материалов, составля­ющих мастику.

    Битумно-резиновые мастики следу­ет готовить только в специализирован­ных цехах, оборудованных смесителями типа Вернера, или битумно-варочными котлами с перемешивающими устрой­ствами и шестеренчатыми насосами.

    Готовые горячие битумные и битум­но-резиновые мастики транспортируют к объектам потребления в специальных автогудронаторах или агрегатах, обору­дованных устройствами для перемеши­вания мастик.

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    Please publish modules in offcanvas position.