Авторизация

    Архитектурные вопросы проектирования садового домика

     

     

     

    АРХИТЕКТУРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ конструкцию садового домика, вы должны ясно пред­ставлять будущее строение в полном объеме, буквально видеть его со всех сторон. Заложенные в проекте ошибки первоначального замысла с большим трудом исправля­ются в процессе строительства, а неисправленные — на долгие годы остаются зримым свидетельством авторских недоработок.

    В архитектуре садовых построек, в отличие от сель­ских жилых домов, наблюдается удивительное многостилье. Рядом со скромными, простыми домишками, гармонично сочетающимися с окружающей природой, нередко видим постройки с претензией на неоправданное величие, иногда откровенно дурного вкуса.

    Вот некоторые соображения, учет которых поможет при проектировании архитектурного облика садового дома.

    Архитектурный образ постройки должен соответство­вать ее назначению. Иными словами, надо ясно представ­лять, что вы хотите спроектировать: легкий дом-павильон, маленькую избушку, теремок с мансардой, дом из кирпича или блоков и т. д. Хотелось бы предостеречь от создания «средневековых замков» в миниатюре, а также гигантских жилых бочек и т. п. Все это не может вписаться в самобыт­ную природу уральского края, чуждо нашим современным представлениям о комфорте и красоте садового дома.

    При проектировании не забывайте о некоторых важных требованиях:

    нормативных — соблюдение правительственных по­становлений и государственных нормативных документов, Типового устава садоводческого товарищества, а также противопожарных, санитарных и строительных норм и пра­вил;

    эксплуатационных—обеспечение удобства и ги­гиены проживания: ясность и простота планировки здания, продуманность взаимосвязи жилых и подсобных помеще­ний, возможность расстановки мебели в различных вари­антах, быстрой уборки и т. д.;

    инженерно-технических — обеспечение прочно­сти отдельных конструкций и пространственной жесткости: устойчивость здания в целом с учетом направлений, мест приложения и величин внешних усилий и напряжений. Из­вестны случаи, когда на первый взгляд несерьезные нагруз­ки (порывы сильного ветра, снеговые «мешки» или вспучи­вание промороженного грунта) разваливали садовые пост­ройки, как карточные домики.

    Сюда же относится обеспечение долговечности здания (выбор атмосферостойких материалов и строительных из­делий, применение конструкций, защищенных от переув­лажнения и пересыхания, биологических вредителей — жуч­ков, грибков, плесени и т. п.), огнестойкости и пожарной безопасности, надлежащей теплозащиты (теплоустойчиво­сти, воздухонепроницаемости) и звукоизоляции;

    экономических — выбор архитектурно-планировоч­ных решений с учетом наименьшей стоимости и трудоем­кости строительства.

    Однако, снижая стоимость возведения постройки, не забывайте об эксплуатационных расходах. Если, например, для экономии вы уменьшите толщину стен, то тем самым снизите их теплозащитные качества и неизбежно придется увеличить затраты на отопление.

    Эксплуатационные расходы в значительной мере зависят и от качества строительных материалов. Желательно выби­рать такие, которые в процессе эксплуатации требуют ми­нимального ухода.

    Правильное инженерно-техническое решение может быть принято только после сравнительного анализа не­скольких вариантов планировочных и конструктивных ре­шений, учитывающих разовые строительные затраты и бу­дущие эксплуатационные расходы.

    Высокая архитектурная выразительность садовой пост­ройки может быть достигнута за счет:

    ясности и единства композиционного решения. Форма небольшого дома должна быть лаконичной (разные прист­ройки и выступы, ненужные изломы и «вылеты» кровли, балкончики и галереи дробят и без того небольшой объем постройки). Все плоскости стен надо решать в одной архи­тектурной теме—от крупных элементов до так называе­мых мелочей. Например, не рекомендуется одну кирпич­ную стену штукатурить и белить, другую — выложить под расшивку, а третью оставить без изменения. Нельзя сосед­ние фасады красить в разные цвета или наличники над каж­дым окном делать по-своему. Даже обшивка дома — вер­тикальная, горизонтальная, в елочку, в разбежку — должна быть единой;

    проработки масштаба всей постройки и ее отдельных частей. Имеется в виду архитектурный масштаб — соотно­шение здания и его элементов с человеком. Так, легкие перекрытия и козырьки садового домика не стоит подпи­рать массивными колоннами, способными (зрительно и фактически) выдержать тяжесть высотного сооружения. Чрезмерно крупные наличники и ставни, даже очень кра­сивые, «давят» на стену и как бы уменьшают размеры ок­на. Слишком мелкий рисунок резьбы на деталях свесов и карнизов может оказаться совершенно немасштабным по отношению к основным плоскостям стен, крыши и др. Та­ким образом, варьируя масштабностью деталей при одном и том же общем объеме,-можно добиться равновесия частей и постройки в целом, а также соответствия масштабности здания окружающей среде;

    соблюдения принципов пропорциональности (гармо­нии), то есть продуманного соотношения размеров отдель­ных частей и домика в целом.

    Так, постройка не будет выглядеть пропорциональной при высоком основании (фундаменте) и плоской или низ­кой крыше. Стремление «выжать» максимальную площадь на мансарде приводит к неоправданно крупным размерам ее и делает садовый дом тяжелым и хмурым.

    «Можно представить себе два равновеликих помещения, лишенных каких-либо архитектурных членений и декора­тивных элементов,— пишет А. М. Соколов в книге «Основ­ные понятия архитектурного проектирования».— Одно может производить неудовлетворительное впечатление, другое, наоборот, давать ощущение гармоничности, уравно-

    вешенности. Это впечатление определяется в данном слу­чае только разными пропорциями помещений — отноше­нием высоты к ширине, ширины к длине, пропорциями окон и их отношением к плоскости стены, что мы можем наблюдать повседневно в обычных жилых комнатах» .

    Чем проще объемная компоновка дома, чем меньше де­талей и декоративных элементов, тем яснее просматрива­ются и оцениваются его пропорции и, следовательно, тем большее значение они приобретают в архитектурном об­лике постройки. Примером могут служить северные и уральские избы, архитектурная выразительность которых заключается в хорошо найденных пропорциях при крайней простоте и лаконичности всех других декоративных средств; выявления цвета, фактуры, и текстуры применяемых материалов. В наружной и внутренней отделке лучше всего оставлять натуральный вид материала. Если основные кон­струкции домика (стены, перекрытия, полы, перегородки и др.) выполнены из дерева, целесообразно сохранить ес­тественными цвет и текстуру (рисунок слоев) древесины, покрыв ее светлыми и прозрачными защитно-отделочными слоями (олифой, лаками и т. д.). Для изменения естествен­ного цвета дерево можно затонировать пейцом (морилкой) и затем покрыть водостойким лаком.

    При наружной отделке древесину можно по­крыть антраценовым маслом, дающим серовато-коричне­вый тон поверхности дерева и одновременно антисептиру- ющим его.

    В качестве удачных можно рекомендовать такой прием: сохраняя натуральный цвет материала стен, ярко покра­сить наличники, подшивные доски, двери, оконные перепле­ты и другие детали. И наоборот, можно окрасить деревян­ные стены в насыщенные яркие или темные цвета и свет­лыми тонами выделить на них детали дверей, окон и др.

    Для деревянных поверхностей используют любые кра­сители (по составу и цвету). Не следует только забывать об окружающей природе и соседних строениях. Иначе может получиться нежелательная пестрота, раздражающая глаз.

    В кирпичных стенах кладку выполняют под расшивку или под штукатурку. В первом случае сохраняется естествен­ная фактура каменной кладки, во втором — поверхность покрывают различными атмосферостойкими красителями или просто белят.

    Внутренняя отделка загородных домиков мало чем отличается от наружной. Натуральное дерево, извест­ковая побелка штукатурки, ровная кирпичная кладка — все это создает в доме своеобразный уют и напоминает о бли­зости к природе. Некоторые строительные огрехи (неров­ности на поверхности стен, наличие сучков и т. д.) обычно не портят впечатления от интерьера постройки. (Вспомним, что неповторимость и своеобразную пластику нашим древ­ним храмам придают именно такие неровности плоскостей стен и линий архитектурных деталей.)

    Применение обоев в садовых домиках не всегда оправ­дано. Они очень капризны в эксплуатации: отслаиваются от сырых поверхностей, трескаются при пересыхании и т. п.

    В заключение еще раз напомним, что во всех случаях, когда есть возможность, обращайтесь за советом к квали­фицированному специалисту-архитектору.

    От одного лишь архитектурно-строительного замысла или эскизных рисунков на глазок мало проку.

         

     

     

     

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    Please publish modules in offcanvas position.